О ролевом фехтовании (турнир 2008 года)

Статья по итогам ролевого турнира 2008 года, проведенного командой "Легенда" на фестивале "Блинком".

Кроме конкретики турнира присутствует много вневременных соображений, так что рекомендую к изучению любому, занимающемуся ролевым фехтованием.

 

          Несмотря на все сложности с организацией, регистрацией и администрацией турнир состоялся. И прошел довольно интересно, бодро, я бы сказал.

Во-первых, подготовка, по моим сведениям, не прошла без эксцессов. Заявки долгое время не подавались – и если бы срок их подачи не был продлен, участников было бы в два с лишним раза меньше. Ну, о том, что ролевики – раздолбаи, сказано уже много. В любом случае, решение не допускать к участию людей в день турнира сомнений не вызывает. Дополнительные сюрпризы подкидывала администрация конвента – никакой четкой работы со стороны оргкомитета не было, я, как человек, близкий к команде организаторов турнира (почетный член команды «Легенда» как-никак), имел возможность наблюдать перипетии борьбы за звук, за количество судей на площадке (организаторы конвента считали, что ДВУХ судей на турнир достаточно!!!!), за прочие нужные и важные для турнира вещи, известные людям, проводящим турнир в третий раз. Спасибо организаторам турнира, все эти сложности на самом турнире не сказались. Ну и, до кучи, получасовая очередь для регистрации на конвенте – not good. Те, кто пришел только на турнир, могли зарегистрироваться за отдельным столом, но об этом узнать было сложно, желающие пробыть весь день должны были стоять всю очередь, а человек, заявившийся только на турнир, но решивший побывать где-то еще был лишен этой возможности: «у нас разные списки». Короче, турнир начался позже заявленного, а я даже толком не успел размяться (хотя пришел на конвент загодя). С учетом того, что мне выпало биться в первой паре, недостаток времени на разминку мог сказаться и на результате (а так я просто чувствовал себя деревом весь первый бой). Короче, подготовка была бурная.

Во-вторых, было много интересных поединков с неоднозначным результатом. Само по себе участие двух девушек внесло некоторую интригу (как ни крути, в массовом сознании победа над женщиной – сомнительное достижение, поражение же может обернуться немалым позором), даже решение сражаться с девушкой на победу требует некоторого сознательного выбора. Большое количество дружественно настроенных команд и клубов обещало честную и интересную борьбу. Некоторое количество новичков также должны были внести неопределенность в происходящее. И таки внесли! Фавориты вылетали один за другим, счет в поединках в половине случаев не поддавался прогнозированию, различные техники на равных боролись друг с другом. Все это привело к всплеску контактов между командами сразу после турнира – не только на предмет реваншей, но и с целью «посмотреть поближе»,  «пощупать», «изучить в спокойной обстановке».

В-третьих, турнир оказался достаточно зрелищным. Не уверен, что тут сыграла роль обязательная костюмированность. Некоторые участники смотрелись откровенно потешно. Скорее дело было в динамике боев и общей динамике турнира, красивых выступлениях танцоров (за что им большое спасибо), возможно, еще в каких-то факторах, мною не пойманных. Поразительным было то, что многие, в том числе далекие от фехтования зрители, отзывались о турнире как об исключительно интересном (боюсь, правда, на фоне всего остального Блинкома) действе. Ну и судейская бригада в веселеньких шлемах смотрелась отлично.

Это все насчет того, что было интересно. Но были и спорные моменты. По данному поводу могу сказать следующее:

  1. попадание по одежде – справедливое правило, без него часто трудно однозначно определить, было ли попадание, стоило только отдельно оговорить это перед началом при оглашении правил;
  2. попадание через блок – правило хорошее, но, пожалуй, не всегда должно применяться, например, был случай, когда атакующий клинок попытались заблокировать первой защитой, самым острием и на уровне плеча, удар же прошел в голень; защита, очевидно, эффективной не была, но удар не засчитали;
  3. обоюдные попадания – совершенно справедливо засчитывались не все, в случае «грязных попаданий» в обе стороны или чистого, но запоздавшего попадания против опережающего «грязного» лучше очко не давать никому, ну или давать обоим, на выбор судей, однако, к этой же категории стоило бы относить бросание под уже начавшийся удар с ударом на опережение – все-таки нырок головой вперед опасен, особенно – без шлема (сам совершил несколько опасных заходов, но все же уже не в первом темпе, когда движение противника не всегда успеваешь заметить);
  4. попадания в голову – оценивались достаточно справедливо, не приводили к предупреждению в случае наличия вины получившего удар, хотя исключения были; увы, в рамках действующих правил без просмотра видео истину установить возможно далеко не всегда,
  5. учет мнения бойцов – тут, мне кажется, было бы лучше учитывать хотя бы признания получивших удар (я сам в первом бою почувствовал достаточно четкое попадание и сигнализировал об этом судьям, однако бой остановлен не был), не вижу ничего плохого в подобной практике, она будет стимулировать противников играть максимально честно – ведь на них смотрят другие участники и зрители;
  6. смена противников – присоединюсь к недовольным членам ККТФ «Ратник» -  действительно не весело провести один бой, да и тот – с членом своей же команды; хотя бы в первом туре можно было бы (с согласия других пар) менять бойцов местами;
  7. контроль попаданий – ну, тут все тяжело, ошибки, безусловно, были (хотя мне и грех с двойным «серебром» жаловаться на общий результат); однако, судейство было более четким, чем в прошлый раз, да и судей больше уже не поставишь.

Резюмируя соображения по поводу судейства и правил, хочется сказать следующее: большинство проблем исходит из одного корня. Ролевое фехтование базируется на принципе доверия и учета попаданий тем, в кого попали. Кроме того, оно принципиально не реалистично – засчитывается любое попадание (только так можно добиться однозначности субъективных оценок, остальное – от лукавого). Таким образом, базовый подход противоречит стремлению некоторых привести ролевое фехтование к этой самой реалистичности. Но само по себе стремление к реализму имеет свои положительные стороны, так что я вовсе не склонен его осуждать, наоборот – будет здорово, если техника фехтования на ролевых играх будет расти. Просто хочу обратить внимание всех недовольных на то, что баланс между двумя противоречащими друг другу принципами – в любом случае шаток и субъективен. Избежать разочарования можно тремя методами: не фехтовать вовсе (но ведь это не для благородных донов, не так ли?), совершенствовать технику (а заодно – качать «физику») и к поражению относиться по-ролевому (фигня, проиграл не я, а мой персонаж, вот если бы можно было бить в голову…) Комбинация последних двух принципов позволит вам с пользой и удовольствием проводить время на ролевых турнирах.

Короче, спасибо «Легенде», спасибо противникам, спасибо пришедшим и болевшим за нас зрителям.

 

                                                                                                                                 Петр Кнопф

Яндекс.Метрика